Наверх

Алексей Новиков:
«Умный город» начинается с умного старта»

Не технологии делают город «умным». Технологии позволяют гораздо лучше видеть – и сам город, и его обитателей, добавляя нам «вставной глаз» с мощным анализатором. Впервые можно онлайн разглядывать город в целом, в деталях, извне, изнутри. Изучать мнения и поведение людей в интересующих разрезах. На выходе получаем материал к размышлению. «Умным» город делает целеполагание, понимающее, в чем благо и в чем боль горожан. Достоинство технологий «умного города» – их применимость в любом масштабе. О новых урбанистических возможностях рассказал глава компании Habidatum Алексей Новиков.

Справка:

Компания Habidatum создана пять лет назад. Работает с цифровыми технологиями получения, анализа и визуализации данных о жизни города. Продукты компании востребованы в работе над пространственным и социальным развитием городов, позволяя жителям стать активными участниками этих процессов.

Мы делаем данный шаг – переносим ногу в «умный город». В России концепции «умного города» пока совсем не видны. До сих пор деятельность в этой области в основном сводилась к поискам и разработкам технологий: интеллектуальное освещение и светофоры, оборудование wi-fi точками пространства города, парковочные сенсоры и все прочее. Точного понимания социальных, экономических, пространственных эффектов от применения данных технологий пока нет.

Однако работа в этом направлении идет, в частности в процессе создания генеральных планов городов. «Умной» станет инфраструктура города, поэтому эффекты будут системными. Выявляются большие возможности. Перенастройка режимов уже действующего транспорта, освещения и так далее. Отказ от неоправданных проектов за счет ресурсов, которых раньше не видели. Например, в нескольких региональных столицах решение транспортной проблемы предлагали в трамвае. Но получалось дорого. Вместо этого начали пересматривать и оптимизировать маршруты автобусов: анализ больших данных показал, через какие точки проложить экспресс маршруты, когда и почему именно там.

Есть еще множество локальных возможностей, снимающих «головную боль» и неудобства, с которыми разные группы людей сталкиваются в конкретных вопросах.

Когда быстро меняются технологии, начавшие первыми часто проигрывают. Приезжая в Берлин, видим – он менее цифровизован, чем Москва. Еще хуже в Нью-Йорке. В столице Силиконовой долины Сан-Франциско качество инфраструктуры и wi-fi сильно уступает московскому. Инфраструктура морально устаревает очень быстро. Есть уже вещи намного интереснее. Но в модернизацию инвестировано так много денег, она так долго окупается, что ранее прогрессивные, но быстро устаревающие технологии начинают тормозить весь процесс развития города. Так бывает в быстрой стадии кондратьевского цикла, когда технологии буквально мелькают, сменяются одна за другой. Ранний старт часто обрекает на неэффективные технологии. В этом смысле некоторое осторожное запаздывание имеет свои плюсы. Вот Нью-Йорк «добивает» свою старую инфраструктуру как «умную», так и традиционную. Городу как воздух необходим новый приток инвестиций в инфраструктуру, но он ждет подходящего момента.

В «умном городе» самое главное понять людей. Сначала – кто, куда, зачем, почему так и как сделать лучше, а потом настроить инфраструктуру. Технологически есть все, чтобы понять, как горожане пользуются своим городом, увидеть, что тут лишнее, что мешает и чего не хватает. Большие базы данных доступны. Рабочие платформы созданы, обеспечивая сразу и анализ, и визуализацию. Великолепные результаты дает анализ соцсетей.  Дальше надо понять задачу. Что конкретно делать в крупных, средних, малых городах? Здесь встречаются интересы компаний и людей.

«Умный город» начинается с умного старта, когда вся экономика — задача в понимании цели развития. Чтобы этим заниматься, нужен доступ к информационно-коммуникационной инфраструктуре, нужны мониторинг и аналитика. Иногда даже в режиме реального времени. Вот тут основная экономика.

В чем сложность? Работа в условиях повышенной плотности. Город уже выстроен. Его нельзя взять и переделать полностью, да и не нужно. Надо искать, где есть лакуны как в пространстве, так и во времени? Какие они? Чем их можно заполнить, и можно ли? Сейчас все сосредоточено в этом поиске.

Львиная доля экономики города — доставка людей. За последние сто лет товары возить стало на порядок дешевле, а себестоимость перевозки одного человека радикально увеличилась. Инфраструктура, комфорт, спрос на ускорение движения и так далее. Город по определению большой, даже если крупным не считается. К услугам и недвижимости нужно добираться. Не могут здания сами идти к нам. На работу, в парикмахерскую; тут и медицина, и государственные службы, даже в банк иногда мы должны зайти лично. Это 80 процентов экономики города. Такие передвижения — основа города. И как вы их спланируете? Найдете разрывы в пространстве и времени, реорганизуете потоки, измените часы работы учреждений и организаций? А за этим десятки миллиардов рублей. Бигдата и геоаналитика могут дать огромный эффект. Это «умный город» крупным планом.

Большие события можно проводить «умнее». Мы делали оценку потребительского поведения людей в городах чемпионата мира по футболу 2018. По отдельным улицам Москвы наблюдался 50-60% рост товарооборота, но по городу в среднем – 4%. Одна из причин — фан-зона в Лужниках без магазинов вокруг. Больше 100 тысяч человек, изолированных в фанзоне почти ежедневно, не могли потратить деньги и принести доход городской экономики. А для маленьких городов это ещё важнее. Там такие события как регата, военный парад, шоу, даже хорошая лекция, – если их умно провести, это может привести к сильным изменениям.

У бизнеса бездна возможностей, но их там надо увидеть. Например, «умное» освещение направит людей по вечернему и ночному городу. Куда оно их направит? Уличные фонари, световые дорожки: куда они ведут? Там безопасно и что-то интересное? Так могут оказаться посещаемыми и прибыльными не только бары, но и музеи – не обязательно на людных улицах. Это одна из возможностей. Их надо искать, нужны идеи. В «умном городе» умным быть лучше. Этот поиск нужен и самому городу, особенно малому. Добавить к экономике 2-3 часа на коммерческий объект – очень даже неплохо.

Локальные транспортные новации несут всеобщее облегчение. Уже убер и каршеринг, организованные на информационной инфраструктуре, изменили жизнь. Но мобильные приложения могут гораздо больше.

Перестроить под пассажиров работу маршруток – и кто поедет в аэропорт на такси, если на маршрутке в 4 раза дешевле? В интернет кидаете заявку, за вами заезжают, собирая подходящих для маршрута остальных пассажиров. Выберут адреса так, чтобы они были примерно на одной линии. Компания тоже выигрывает, увеличивая поток и оптимизируя перемещение.

В Калифорнии со скоростью звука взлетел бизнес компании, выпустившей приложение для желающих подбросить кого-нибудь. Но «кто-нибудь» – это риск. Приложение подбирает человека с заказанным профилем. Это почти «тиндер». Там нельзя сказать «я не хочу чернокожего» или «о, только не белый». Просто задают тип пассажира. Страх был снят у людей. Разгрузить страхи и фобии – людям спокойней, бизнес работает, власти заняты делом.

Самое интересное – понять будущее, бюджет времени человека. Для туризма и культуры это – серьезные вопросы. Придумать интересную «фишку» – мало. А кому интересную? Надо понимать свою аудиторию. Это бигдата в чистом виде.

Мы делали анализ для центра искусств в Денвере (DPAC). Это большая территория рядом с университетским кампусом. Построить здание для оперы или конференций? Какие рестораны в каждом случае? Для детей что нужно? По каждой функции мы анализировали аудиторию. Что такое для людей культура, сколько времени они готовы потратить на нее уже сейчас, что вычтут из своего дня в пользу культуры и чем пожертвуют ради нее?

В текущий бюджет времени надо вписать определенный интервал, а для этого – что-то исключить. Иначе желание не реализуется, ведь сутки не растянутся. Образ будущего – это то же самое время, но тратится оно по-другому. Тут важно искать варианты для разной аудитории и не «запрограммировать» будущее под один сценарий.

Бюджетный вариант цифровизации – обмен компетенциями. Он очень подходит для малых городов. Дополнительные доходы и решение проблем занятости, комфорт населения и доступность услуг. Это можно сделать в формате городских порталов – для обмена услугами. Просто, но дает феноменальный комфорт людям, их мир тут же расширяется.

Вам нужно учить ребенка английскому языку, но нет нормальной школы. Зато есть учитель: оказывается, он прожил в Англии 44 года и готов взяться за посильную плату, а живет он в соседнем квартале.

Что нужно сделать? Только понять, в чем боль и нужда людей. И предложить удобное решение. Биржа труда, рынок небольших услуг – ты меня подвези, а я тебе покрашу кухню. Подхватить спрос, смягчить все эти дефициты и неудовлетворенности, поменять в городе атмосферу. Это сделает город живым, там захочется жить.

Технически нужно создать платформу, то есть локальную цифровую среду, а здесь уже много готовых решений и коллективов, готовых их развивать.