Наверх

Стратегическое развитие культуры на сельских территориях и в малых городах

11 июля 2018 года в Центре стратегических разработок прошла стратегическая сессия ЦСР и ЭС по выработке рекомендаций коррекции национального проекта «Культура».

В стратегических документах, сопровождавших майский указ-2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальному проекту «Культура» отведено скромное место. При этом культура в широком смысле является основой жизнедеятельности многих малых городов. И в области культуры стоит ожидать возникновения очагов новой экономики. Если культура понимается как ценность, то возникает соответствующая ей публичная практика, которая позволяет менять жизнь городов к лучшему, может запустить поиск решений хронических социальных проблем.

В стратегической сессии на площадке ЦСР приняли участие экономисты, урбанисты, социологи, маркетологи, специалисты по административному и территориальному управлению, а также представители музейного сообщества и культурологи.

Ключевыми тезисами, вокруг которых выстраивалась дискуссия, стала необходимость делать ставку на местные инициативы, доверие к сообществам, вовлечение населения в культурные процессы. Одним из важнейших выводов встречи стала заявка на корректировку самого термина «культура» как обозначения вида деятельности, а не названия отрасли.

Сессия открылась презентацией Экспертного совета представленной Алексеем Фирсовым. Было обозначено, что развилки в понимании сущности культуры напрямую определяет характер ее государственной поддержки. Культура, традиционно понимаемая государством в идеологической логике, хотя и в контексте отсутствия единой идеологии, могла бы быть культурным брендом России. Брендом, который основан на культурной памяти, и на ней формирует как ценностную идентичность, так и образ будущего.

На малой территории культура бывает (и может стать) отраслью экономики, в том числе экспортноориентированной. Аттрактором для внешних игроков, инвесторов – это выделить город на общем ландшафте. При этом именно культура последнее, что остается на малой территории, когда ее покидает реальный сектор.

Участники сессии отметили, что изменения, вносимые в национальный проект «Культура», должны учитывать следующие факторы:

  • Необходим перенос целей культурной политики с объектов культуры на инициативные группы и сообщества.
  • Важна поддержка в первую очередь групп, сообществ, способных воспроизводить и развивать культурные ценности.
  • Проблема НКО – органы власти не видят их в качестве субъекта культурной активности. Включение развития НКО в оценку эффективности культурной политики местной власти – хороший стимул.
  • Проблема взаимодействия власти и НКО вообще достаточно острая: местное самоуправление видит в них не союзников, но конкурентов. Они воспринимают их как электорат, а не субъектов политики. Органы власти видят только профессиональные, зарегистрированные организации – активные группы не без юридического лица для них нелегитимны, т.е. невидимы.
  • Культура лидера. Успех культурной идеи зачастую зависит от фигуры лидера. Важно поддерживать не просто инициативу, но обучать и поддерживать самого лидера.
  • Дисбаланс финансирования культуры на малых территориях – средства идут на объекты культуры, а не на активность => построенные объекты стоят пустыми.
  • Для развития создающихся и существующих культурных публичных пространств нужно увеличить полномочия их руководителей. Сейчас музеи и библиотеки имеют дело только с непосредственными «профильными» посетителями, хотя имеют перспективу стать центром активности городских и сельских сообществ. В идеале интегрирующие власть и общество.
  • Представление пространства клубов и библиотек под деятельность НКО могло бы вдохнуть жизнь в эти пространства.
  • Важна поддержка локальных брендов – фактора идентичности территорий и многообразия страны. За счет них (фестивалей, ярмарок, знаменитых музеев, выставок, театральных постановок, фильмов снятых на этой территории) формируется индивидуальный образа территории и страны как суммы территорий.
  • Этот образ малой территории напоминает о преимуществах современному человеку: жизнь без агрессивного давления городской среды. Жизнь в среде социально компактной и соразмерной человеку. Более экологичной и спокойной.

Плавный переход между темами в ходе экспертной дискуссии продемонстрировал их глубинную связанность. В связи с этим же не раз упоминалось, что проработка лишь одного из аспектов не даст серьезных результатов. Необходим комплексный подход. Именно поэтому ключевым выводом дискуссии стала идея создания отдельного проектного офиса, мозгового центра по развитию малых территорий.

Если у вас есть предложения, идеи и комментарии по коррекции национального проекта «Культура» или работе Экспертного совета, мы ждем ваших писем на info@pltf.ru.

Источник: Экспертный совет по малым территориям