Платформа
Читаем:

Региональные сети и федеральный ритейл: проблемы и форматы взаимодействия

Региональные сети и федеральный ритейл: проблемы и формы взаимодействия

28 ноября в Тюмени состоялся круглый стол «Региональные сети и федеральный ритейл: проблемы и форматы взаимодействия», в ходе которого Центр социального проектирования «Платформа» представил результаты социологического исследования, проведенного в городе в октябре-ноябре 2017 года, включавшее опрос населения (1000 респондентов), а также экспертные интервью с профильной аудиторией.

Исследование рынка проводилось с целью изучения отношения населения к появлению крупных федеральных сетей в регионе, анализа «точек напряжения», возникающих между участниками рынка, и выработки форматов взаимовыгодного сотрудничества.

Тюмень выбрали по ряду факторов: высокий платёжеспособный спрос населения (доля покупателей, которые не экономят на продуктах, в целом выше (39%), чем в среднем по России (32%)), поздний активный приход крупных сетей федерального типа, наличие собственных сетей в регионе, в ряде случаев, интегрированных с производством, логистические особенности.

Алексей Фирсов

«В Тюмени пересеклось несколько серьёзных групп интересов. Население, которое ориентировано на сети, видит в них ряд преимуществ, но при этом ценит тюменскую продукцию. Есть малый бизнес, который психологически не подготовлен к серьёзным рыночным изменениям. Производители, не имеющие стратегических планов развития.  Федеральные сети, отличающиеся агрессивной политикой внедрения в регион, с сильной конкуренцией между собой. Важная часть – региональная власть, которая с одной стороны заинтересована в крупном федеральном ритейле, с другой – поддерживает интересы местного бизнеса и местного производства», – отметил генеральный директор «Платформы» Алексей Фирсов.

В ходе исследования был выявлен целый ряд стереотипов, распространенных в местной бизнес-среде. Развитие конкурентной среды требует работы с данными мифы, более вдумчивого анализа рыночной ситуации. Стереотип о качестве тюменской продукции легко трансформируется в тезис о том, что местные магазины торгуют местными продуктами, а, значит, в местных магазинах более качественные продукты. Однако данная позиция находит лишь частичное подтверждение на фокус-группах с населением. При этом стоит отметить, что происходит смешение целого ряда понятий: качество как натуральное, как свежее, как безопасное или здоровое питание и как соответствующее стандарту. Сама по себе локализация продуктов не является гарантией качества.

Тюменцы любят отдельные виды своей продукции и отдельные бренды, но не связывают их жестко с локальными сетями. При этом в некоторых регионах уже идет борьба за местного производителя, так как местные товары усиливают позиции крупных сетей. Строительство логистических центров и отдельные программы работы с местными производителями будут расширять возможности для присутствия региональных брендов на прилавках федералов.

Наряду с этим, снижение качества продукции – ключевая тенденция, которая отмечается всеми возрастными группами во всех продовольственных сегментах вне зависимости от размера магазина (43% опрошенных считают, что за последние годы качество продуктов ухудшилось). Именно качественные параметры – основа конкуренции будущего.

Как показывают результаты исследования, несмотря на распространенные стереотипы, население позитивно оценивает появление федеральных сетей в городе. В числе преимуществ респонденты назвали широкий ассортимент (63%), возможность сэкономить за счет более низких цен и акций (46%), увеличение рабочих мест (25%), комфорт (19%), хороший сервис (15%), возможность познакомиться с новыми марками товаров (14%). Эти факторы оказывают значительное влияние на выбор места покупки продуктов. Так, около 80% тюменцев предпочитают сетевые магазины.

Одновременно с этим тюменские покупатели проявляют достаточно высокую лояльность местным производителям, что позволяет комфортно чувствовать себя и местному бизнесу. Малоформатная торговля, однако, находится в нестабильном положении. «Ошибочная стратегия тюменских магазинов у дома заключается в попытке скопировать формат крупных федеральных сетей, концентрируя внутри большое количество товаров вместо того, чтобы искать свою нишу и свои особенности», – отметил Алексей Фирсов.

Среди основных проблем, мешающих развиваться местному бизнесу, были названы нежелание работать на перспективу в несколько лет, использовать конкуренцию как основу для дальнейшего развития и отсутствие должной гибкости малого бизнеса в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Комментируя результаты исследования, эксперты подчеркнули необходимость диалога как между федеральными сетями и местными производителями, так и внутри местного бизнес-сообщества. Только общими усилиями можно продвигать тюменский продукт через федеральные сети, у которых как раз есть запрос на развитие сотрудничество.

Андрей Пантелеев

«Проблема в том, что местные сети не имеют желания стратегически планировать, а у местных производителей низкая заинтересованность в сотрудничестве с розничными покупателями. Нужно проводить обучающие программы для ритейла и производителей, поскольку сейчас мы видим абсолютное непонимание сторон друг друга», – сообщил директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрей Пантелеев.

Лариса Невидайло

Его поддержала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло. «Жизнь идёт и конкуренция всегда будет. Одна из главных задач государства – создание обучающих программ для предпринимателей по клиетоориентированности, по качеству продукции. Выживут только сильнейшие и клиентоориентированные. При этом нужно менять государственную политику в области малого бизнеса», – резюмировала Лариса Невидайло, приведя пример из собственной практики, когда в личной беседе с сельским предпринимателем разбор ошибок работы магазина позволили бизнесмену улучшить его дело.

По мнению представителей малого бизнеса, им невозможно конкурировать с федеральными сетями из-за отсутствия должной поддержки со стороны властей, многочисленных систем контроля, необходимости приобретения дорогостоящих лицензий, внедрения ЕГАИС, онлайн-касс и других финансово затратных нововведений. Некоторые предприниматели предпочитают закрыть бизнес, чем выполнять жесткие требования.

«Федеральные сети контролируют более 50% рынка Тюмени. С ними придётся конкурировать и это — факт. Хотелось бы видеть в числе административных рычагов, например, квотирование для местных продуктов, поскольку это едва ли не единственный рабочий инструмент», – заявил руководитель розничной сети «Покровский» Владимир Табанаков.

О сложностях конкуренции на равных условиях говорил сельский предприниматель Олег Сивков, который считает несправедливым ставить малые магазины на один уровень с федеральными сетями, поскольку последние находятся в заведомо более выгодном положении из-за большего оборотом.

Владимир Панов

Использование административных мер для сдерживания федеральных сетей многим участникам показались нереалистичным инструментом. «Я не понимаю, как можно директивно увеличить мелкую торговлю. Нужно создавать благоприятную среду для ее развития. Есть целый комплекс проблем: налоги, тарифы, штрафы, много всего. Но об этом, к сожалению, никто не говорит. У нас все сводится к тому, что «да, сети, никуда от этого не денешься, малая розница – ищите дополнительные формы выживания». Начиная говорить о сетях, мы можем выйти на множество вопросов, и они будут уже не к самим торговым сетям», – отметил президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли города Тюмени Владимир Панов.

Представители бизнеса, которым удалось выстроить конструктивные отношения с федеральным ритейлом, призвали коллег следовать их примеру и договариваться с сетями на взаимовыгодных условиях. Так, опыт холдинга «Абсолют», о котором рассказала директор хлебокомбината Марина Матюшкина, показал реальность и эффективность диалога с федеральными сетями. «Сотрудничество с крупными торговыми сетями не только сложный процесс, но и дорогой. К примеру, один только электронный документооборот обходится в 90 тысяч рублей в год. А если нереализованный товар сети еще и возвращают, то это сродни гибели небольшого предприятия. Однако нам удалось найти общий язык с одной из крупных федеральных сетей. Теперь наш хлеб можно купить в гипермаркете, а остатки товара возвращать хлебокомбинату не будут. В работе с федеральными сетями есть свои трудности, но договориться удается всегда. И ключевое слово здесь «договариваться», а не конкурировать, — подчеркнула Марина Митюшкина.

Абдуллин Эдуард

По мнению представителей поставщиков товаров, одна из возможностей для развития местного бизнеса заключается в создании отраслевых объединении. По мнению президента торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин, государство еще не сформировало четкую позицию в отношении розничной торговли. «Государственная поддержка в данном направлении отсутствует. Никаких кооперативов и союзов не появится, потому что в ментальности наших предпринимателей нет традиции объединятся вокруг чего-то, в том числе и потому, что у каждых своих метод ведения бизнеса».

В процессе обсуждения участники круглого стола пришли к мнению, что без поиска уникальных ниш, собственных «фишек» малому бизнесу не удастся успешно развиваться в быстро меняющихся условиях. У местного ритейла есть важное преимущество – это сравнительно небольшой бизнес, который в разы мобильнее масштабных федеральных сетей и может оперативно внедрять новшества, направленные на привлечение покупателей, улучшение сервиса. Товаропроизводителям стоит задуматься не только о качестве продукции, но и о разных форматах ее реализации. Например, как отметила специалист по связям с общественностью компании «Золотые луга» Ирина Пузырева, компании удалось увеличить продажи продукции за счёт SMM-стратегии по работе в социальных сетях.

В рамках дискуссии было отмечено, что региональные власти со своей стороны заинтересованы в развитии крупных сетей в Тюменской области и при этом готовы поддерживать местные сети и производителей. В частности, возможна организация обучающих семинаров, где бизнес может обмениваться успешными кейсами, получить квалифицированную консультацию. Власть готова обеспечить конструктивный диалог между всеми участниками процесса и выступить его медиатором.

content_manager
Поделиться: