Платформа
Читаем:

Инновационная волна.

Инновационная волна.

Инновационная волна

Исследование проводилось НСК при поддержке РОСНАНО с сентября по ноябрь 2016 г. В рамках исследования проведено 30 интервью, в выборку вошли ведущие эксперты: технологические предприниматели, представители бизнес-сообщества, органов государственной власти, институтов развития, научно-технического сообщества. Также был проанализирован массив релевантной информации в публичном доступе. Методологическую поддержку исследованию оказал Центр социального проектирования «Платформа».

Ключевые выводы

Представители всех экспертных групп едины во мнении, что сейчас в России снова открылось внутреннее окно возможностей для строительства инновационной экономики. Проведенное исследование показало, что текущая модель российской экономики не в полной мере может обеспечить собственный рост. Для движения вперед необходимо развитие технологий.

Вопреки расхожему мнению позиции нашей страны на мировом рынке не такие драматические, как кажутся. По данным Global Innovation index 2016 Россия занимает 6 место в мире по размерам внутреннего рынка, входит в число стран с высоким показателем ВВП на душу населения (39 место). Третий год подряд растет индикатор «ресурсы инноваций» (44 место в 2016 г. по сравнению с 56 в 2014 г.). По уровню финансирования НИОКР в 2016 г. Россия вошла в мировой ТОП-10.

У государства есть шанс запустить цепную реакцию инноваций в экономике, но важно не повторить ошибки рубежа 2000 – 2010 гг. Главная из них – иллюзия «готовности рынка». Во второй половине 2000-х гг. был предпринять ряд реформистских шагов, в результате которых был собран «реактор инноваций»: создана инфраструктура для развития технологического предпринимательства в виде венчурных фондов и институтов развития; определены научно-исследовательские институты; началось стимулирование инноваций в индустриальных секторах экономики.

Планировалось, что придут в соприкосновение: инновационная идея и спрос на инновации. Была сделана ставка на существующую индустрию, которая в интересах повышения собственной конкурентоспособности, должна была выступить как генератор спроса на инновации. К сожалению, такой подход не совсем себя не оправдал.

Низкотехнологичный сектор экономики, фактически нуждающийся в инновациях, не смог обеспечить стабильный спрос из-за растянутых циклов технологического обновления. Высокотехнологические компании и корпорации, полностью или частично государственные, не смогли выполнить задачу по втягиванию в себя многосторонних технологических разработок, так как опираются на закрытый, уникальный, автономный научно-конструкторский потенциал, унаследованный от советской эпохи.

Эксперты убеждены, что без высокотехнологичной, быстро обновляющейся индустрии потребителя разработки не могут иметь надежного источника спроса. Для возвращения технологической темы в российское общество, необходимо сосредоточиться на коротком списке необходимых и доступных целей:

  1. Развитие инноваций в пока незанятых «технологических окнах». По мнению большинства экспертов, к ним относятся биомолекулярные технологии, нейроинжиниринг с технологиями «мысленного управления», новые конструкционные материалы.
  2. Достижение «технологического консенсуса» в российском обществе, задающего образ будущего.
  3. Развитие предпринимательской культуры в стране, центрами которой должны стать крупнейшие научно-исследовательские институты.

 

Справочная информация:

«Независимая социологическая компания» (НСК) представляет собой структуру партнерств проектных команд, сложившуюся на базе различных социологических практик и объединенную единым ценностным и методологическим подходом. Менеджмент НСК за счет своей экспертизы обеспечивает формирование оптимальных команд под различные типы исследований, контроль качества и консалтинговые работы на базе полученной социологической базы. Ключевые направления деятельности:

  • Проектная деятельность — реализация многоплановых исследовательских проектов в области общественных процессов и корпоративных практик; экспертные исследования, обеспечивающее значительную глубину анализа и стратегическое прогнозирование.
  • Методологические разработки — разработка новаторских методик в области социологических исследований, критический разбор текущего инструментария.
  • Популяризация социологии — организация научных и образовательных программ, нацеленных на модернизацию социологических практик и консолидацию экспертного сообщества; консультирование по вопросам исследований и интерпретации данных; позиционирование исследования как инструмента обратной связи между обществом и центрами принятия решений.

Контактная информация:

Тел.: +7 (499) 608 89 28

E-mail: info@nsocio.ru

www.nsocio.ru

content_manager
Поделиться: